- О департаменте
- Административные процедуры
- Нормативные правовые акты
- Деятельность
- Добровольные сообщения и Обращения
- Контакты
- Пресс-служба
Комментарий по поводу введения санкций в отношении «Авиакомпания «Белавиа»
В связи с подготовкой Евросоюзом 5-го пакета санкций, а также заявлением г-на Жозепа Борреля на заседании Совета Европейского союза (ЕС) о причастности «Белавиа» к организации нелегальной переправки мигрантов в страны ЕС, считаем целесообразным проинформировать мировую общественность об абсолютной беспочвенности такого решения.
Как уверяет г-н Боррель, он находится на связи с властями Ирака и что пассажиры, прибывающие в Республику Беларусь – «Это не просто туристы, которые хотят посетить Минск, это люди, которых убедили, что они смогут попасть в ЕС через Литву, Латвию, Польшу».
В связи с этим необходимо отметить, авиакомпания Белавиа никогда не выполняла полеты в Ирак, а Иракские авиалинии начали выполнять полеты в Беларусь в январе 2017 года. Граждане Ирака прибывали в Беларусь в составе организованных туристических групп, имели на руках туристическую визу и билеты туда-обратно. При этом во время проведения миграционного контроля пассажиры Иракских авиалиний, в случае выявления нарушений, не допускаются на территорию Республики Беларусь. Для этих целей самолет авиакомпании находится на стоянке в аэропорту 4 часа вместо обычного 1 часа.
Со слов Жозепа Борреля, если Беларусь организовывала выездные миграционные потоки, то почему после отмены регулярных полетов Иракских авиалиний в Беларусь, были организованы десятки эвакуационных рейсов. При этом воздушные суда Иракских авиалиний следовали пустыми из Ирака в Минск, и полностью заполненными пассажирами обратно?
Особо следует подчеркнуть, что белорусская авиакомпания «Белавиа» никогда не участвовала в организации перевозок нелегальных мигрантов. В 2021 году «Белавиа» не открывала новых направлений для обслуживания миграционных потоков. И несмотря на то, что Департамент по авиации и «Белавиа» получали множество запросов от авиационных администраций Ирака, Ирана, Сирии и Афганистана на открытие регулярных и чартерных рейсов, все они были отклонены белорусской стороной.
Авиакомпания «Белавиа» выполняет полеты в страны ЕС более 25 лет, является членом IATA и хорошо известна и пользуется заслуженным уважением у авиационных властей стран ЕС, партнеров и пассажиров. До настоящего времени авиакомпания содержит сеть представительств в странах ЕС, несмотря на серьезные проблемы с финансированием их деятельности. Также «Белавиа» получила много благодарностей от зарубежных государств за помощь их гражданам в возвращении домой в период локдауна в 2020 году. Вместе с тем, в авиакомпанию напрямую не поступило ни единого запроса от представителей ЕС с требованиями предоставить информацию или прекратить выполнение полетов в страны и/или перевозку граждан определенных государств на своих рейсах.
Что касается вопроса, связанного с предлагаемым введением запрета для европейских компаний передачи в лизинг самолетов для белорусской авиакомпании «Белавиа», отметим, что все соглашения на лизинг воздушных судов с компаниями ЕС, в том числе Ирландии, были подписаны задолго до возникновения миграционного кризиса. Парк воздушных судов «Белавиа» был сформирован до 2020 года, в том числе и в отношении поставок новых воздушных судов в 2021 году, для выполнения запланированной полетной программы регулярных и чартерных рейсов исходя из прогнозируемого спроса. Авиакомпания не предпринимала никаких мер по аренде самолетов для перевозки нелегальных мигрантов.
Для решения миграционного вопроса, ЕС может принять решение по утверждению перечня отдельных государств, гражданам которых будет запрещено перемещаться на рейсах авиакомпаний, выполняющих полеты в Республику Беларусь. Департамент по авиации, в свою очередь, обязуется опубликовать данный перечень для публичного использования и реализовывать данное решение ЕС.